Горячая линия : +7 (950) 315 90 09


Профилактака экстремизма

Образовательная организация обладает большим потенциалом для формирования ценностных ориентиров детей и молодежи, формирования уважительного отношения к личности человека и профилактики проявления негативных общественных явлений.


Воспитательная работа в образовательной организации направлена на формирование уважительного отношения к личности каждого школьника к себе, обществу, миру, формирование личности гражданина - патриота России.

Особенности профилактической работы в молодёжно-подростковой среде.

 При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:  

  1. Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
    2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»): деятельность по профилактике экстремизма должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены: - дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие); - «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения; - дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; - носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний; - члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

    Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие: установки, предубеждения родителей; взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников); влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.; стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;
Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать: представления, установки подростков; индивидуальнопсихологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов); эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

Особенности профилактической работы в молодёжно-подростковой среде.

При организации профилактической работы важно учитывать социальноэкономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»— «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

Профилактикой экстремизма в молодежной среде является система мер, направленных на

  1. Оптимизацию эмоциональной среды в образовательной организации, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования творчества у детей, подростков; формирование опыта самореализации в системе школьной жизни;
  2. Создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство малой Родины, всей страны и мира; формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
  3. Разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;
  4. Выявление среди молодежи групп повышенного риска; выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия.


Условия эффективной профилактики экстремизма в образовательной среде.

  1. Организация системной просветительской работы в образовательной организации со всеми участниками образовательного процесса;
  2. Сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер;
  3. Непрерывность процесса профилактической деятельности, его системность, комплексность;
  4. Организация воспитательной работы в образовательной организации, патриотического воспитания, реализации программы воспитания и социализации;
  5. Направленность на всех участников образовательного процесса;
  6. Взаимодействие педагогического коллектива образовательной организации, родительской общественности и специалистов (МВД, УФСБ, АТК и др);
  7. Обучение педагогических работников эффективным формам профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде;
  8. Создание в образовательной организации доброжелательного психологического климата; условий для самореализации личности школьника;
  9. Взаимодействие с общественными ветеранскими и молодежными объединениями, национально-культурными автономиями, религиозными организациями и т.д.;
  10. Создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;
  11. Развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи;
  12. Разработка системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
     

    Об утверждении Плана действий при установлении уровней террористической опасности


ГАОУ «Республиканский олимпиадный центр»
г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5
Тел.: Приёмная: 8(843)590-32-42 Олимпиады для младших школьников: 8(843)590-36-59 Бухгалтерия 8(843)590-01-76
Email: rocolymp@mail.ru, Gulnara.Islamova@tatar.ru, rebmc@mail.ru (бухгалтерия)